Когда члены Ассоциации «Некоммерческое партнёрство «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР), объединяющей юристов внутренних юридических подразделений 150 крупных компаний, предложили обсудить проблемы работы с юридическими консультантами, эта идея вызвала заинтересованный отклик российских и международных юридических фирм. И действительно, у обеих сторон накопились вопросы по выставлению счетов, конфликту интересов, конфиденциальности и иные, требующие установления понятных правил.

Правила, которые члены ОКЮР выработали в диалоге с консультантами, не заменяют собой положения договоров и носят рекомендательный характер. Это ориентиры, помогающие бизнесу выбрать   правильный тон в отношениях со своими советниками.

Работая над документом, мы понимали, что к нему будут обращаться не только компании и юридические консультанты, но и правоохранители, налоговые органы, страховые организации, суды.

Мы полагаем, что документ, родившийся в горниле горячих дебатов, представляет собой Свод обычаев делового оборота и на него можно ссылаться как на источник права. Ведь в него заложены лучшие практики, на которых строится просвещённый юридический рынок.

Много дружеских копий было сломано членами ОКЮР и представителями юридического бизнеса на конференции ОКЮР «Вместе весело шагать» и дискуссионной сессии ПМЮФ-2019, пока мы вместе не придумали своеобразный щит саморегулирования.

Нам интересно узнать, что думаете вы – юристы компаний, юридических фирм, адвокаты, работающие с бизнесом, учёные – об этой инициативе в целом и о двух первых разделах Свода: «Культура составления и оплаты счетов за юридические услуги» и «Конфликт интересов».

9857
Просмотры
0
Не нравиться

4 ответов экспертов

свернуть описание

Свод обычаев делового оборота – первый шаг к регулированию профессии

Положения, которые обобщены в Своде, уже так или иначе применяются на практике крупными юрфирмами и их клиентами. Задача Свода была обобщить лучшие практики, уже применяемые на рынке. Он призван заполнить пустоту, возникшую в ситуации, когда нет единого регулятора рынка правовых услуг. У нас есть адвокатское сообщество со своим регулированием, есть ильфы, пользующиеся своими глобальными стандартами, есть рульфы, есть совсем мелкие игроки, есть клиенты – опытные пользователи юридических консультантов и есть компании и бизнесмены, которые впервые или очень редко прибегают к услугам юридических консультантов. Но нет ни единого регулятора, ни каких-либо общих стандартов профессии. Свод позволяет получить представление о том, что является «обычным», что можно ожидать при оказании юридических услуг в отношениях между бизнесом и юрконсультантами. 

Юридическому сообществу необходимы общие профессиональные стандарты, очень много тонких, сложных вопросов, которые надо обсуждать и в отношении которых нужно вырабатывать правила поведения. Свод – это только первый шаг к регулированию нашей профессии. Я надеюсь, что обобщение лучших практик будет способствовать тому, чтобы наш рынок стал более цивилизованным, более прозрачным. Надеюсь, что суды и налоговые органы обратят на него внимание при рассмотрении дел о возмещении судебных расходов или во время проверок обоснованности расходов на внешних консультантов. Сейчас эти вопросы стоят особенно остро. 

Практика покажет, как положения Свода смогут использоваться в договорах. Многие глобальные клиенты используют свои собственные формы договора оказания услуг и типовые условия работы с внешними консультантами. Эти формы утверждаются штаб-квартирой и обязательны для применения по всему миру во всех подразделениях. Отступление не допускается или требует одобрения штаб-квартиры. Похожая ситуация с глобальными юр фирмами. Обычно на этапе попадания в панель консультантов или для начала работы клиент и фирма согласовывают условия сотрудничества и «женят» свои типовые условия. Не думаю, что российский Свод будет использоваться в таких ситуациях, поскольку стороны и так очень хорошо понимают, что им надо. Тут они чаще ориентируются на свой опыт и задачи. Свод будет, думаю, актуален для не очень крупных или не очень опытных клиентов, как ориентир сложившейся практики. Либо в спорных ситуациях, если например клиент или юрфирма выдвигает очень жесткие или необычные условия – Свод может служить как некий «арбитр» разумности. Не исключаю, что в ситуациях, когда необходимо срочно договориться, нет времени долго переговариваться об условиях, нужно срочно начать оказывать услугу – Свод будет использоваться более широко, стороны смогут взять Свод за «базу» своих отношений, быстро заключить договор, сделав ссылку на Свод.

Я не увидел в Своде «лишних» положений. Что добавить? Вопросов, которые сообществу было бы полезно обсудить и выработать общие подходы, – очень много. Но, насколько мне известно, работа продолжается и сейчас идет обсуждение и доработка новых разделов. 

Комментарии 0

Нужно хоть что-то написать