Союзные тонкости: как гармонизируется международное сотрудничество в России и мире

Саммит «Россия — Африка» стал одной из самых крупных международных встреч глав государств и правительств первой половины 2023 года. В саммите участвовали официальные делегации 48 стран и пяти крупнейших интеграционных объединений континента. «Сфера» рассказывает, в какие международные организации входит РФ и какими правовыми актами регулируется их деятельность.
Время прочтения: 7 минут

Саммит «Россия — Африка»

С 27–28 июля в Петербурге проходил саммит «Россия — Африка», на котором был принят ряд деклараций, подписаны меморандумы и договоры о сотрудничестве РФ с государствами Африканского континента. Большая часть документов направлена на построение новой многополярной архитектуры мира.

Были приняты четыре ключевых правовых документа — декларации:

  • декларация второго саммита Россия — Африка;
  • о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве;
  • о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности;
  • об укреплении сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом.

Также были подписаны меморандумы о взаимопонимании между правительством РФ и ведущими африканскими интеграционными объединениями — Межправительственной организацией по развитию (ИГАД) и экономическим сообществом государств Центральной Африки (ЭСГЦА).

Страны договорились выступать против односторонних санкций и укреплять сотрудничество по борьбе с рестрикциями, в связи с чем Россия безвозмездно поставит странам Африки по 25–50 тысяч тонн зерна.

В целом в рамках саммита подписали 146 соглашений с иностранными организациями и органами власти.

БРИКС

Это межгосударственное объединение пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР. 

Первые переговоры о создании этого союза состоялись в 2006 году. В них приняли участие представители четырех стран — Бразилии, России, Индии и Китая, отчего и появилась аббревиатура БРИК. Позже к группе присоединилась ЮАР, межгосударственное объединение стало называться БРИКС.

Министры иностранных дел первых четырех стран БРИК впервые встретились в Нью-Йорке в сентябре 2006 года, начав серию встреч на высоком уровне. Всего с момента создания объединения было проведено 14 саммитов.

В РФ определена концепция, принципы, цели и содержание внешнеполитической деятельности нашей страны в рамках БРИКС на долгосрочный период.

Как отмечает доктор юридических наук, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Россия Галина Шинкарецкая, БРИКС не является международной организацией. Правильней квалифицировать это объединение как межгосударственную институциональную структуру сотрудничества, то есть как постоянную структуру, не достигающую уровня международной межправительственной организации. Причиной тому служат, в частности, отсутствие у БРИКС постоянных органов и автономности.

По статусным признакам БРИКС также относят к международным квазиорганизациям или называют «неформальным клубом», обладающим всего одной объединяющей чертой — межгосударственным характером.

Для вступления в «клуб» заинтересованная в участии страна должна подать заявку, которая рассматривается всеми участниками сообщества. Решение принимается коллегиально.

В 2022 году заявки в блок подали Иран и Аргентина, за прошедший год планы присоединиться к союзу озвучили еще порядка 20 стран. Среди них латиноамериканские Аргентина, Венесуэла, Уругвай и Мексика, африканские Алжир, Тунис, Судан и Сенегал, ближневосточные страны — Турция и Саудовская Аравия и южноазиатские государства — Индонезия и Таиланд. Также среди желающих присоединиться Белоруссия и Казахстан.

Главы России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки рассмотрят официальные заявки на вступление в БРИКС на саммите организации в 20-х числах августа 2023 года. Также к концу года будут сформулированы критерии для присоединения новых стран к блоку.

ШОС

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, которая была основана лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана в 2001 году.

ШОС не является военным блоком. Её главные задачи — укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС в Ташкенте. Генеральный секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года.

Базовым уставным документом ШОС, фиксирующим цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности является Хартия организации, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года.

Для вступления в организацию существует набор критериев:

  • государство-заявитель должно принадлежать к евроазиатскому региону;
  • иметь дипломатические отношения со всеми государствами-членами ШОС;
  • поддерживать с ними активные торгово-экономические и гуманитарные связи;
  • обладать статусом государства-наблюдателя или партнера ШОС по диалогу;
  • добросовестно выполнять свои обязательства по Уставу ООН;
  • соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права.

Также в справочном материале по вопросам расширения ШОС указано, что международные обязательства в сфере безопасности страны-заявителя не должны противоречить договорам, принятым в рамках ШОС.

Претендент на вступление в организацию не должен быть в состоянии вооруженного конфликта с другим государством или государствами, а также находиться под санкциями СБ ООН.

В настоящее время в состав ШОС в разном статусе входят 9 государств-членов, 3 страны, имеющие статус государства-наблюдателя при ШОС, и 14 стран-партнеров по диалогу. Среди них Азербайджан, Армения, Камбоджа, Катар, Кувейт, ОАЭ и др.

Союзное государство

Союзное государство — это надгосударственное образование России и Белоруссии, в зону ответственности которого входит внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи, культурные и гуманитарные вопросы.

Создание условий интеграции России и Белоруссии началось с подписания 21 февраля 1995 года в Минске двустороннего договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Сам Договор о создании Союзного государства был подписан 8 декабря 1999 года. Он стал юридической и политической основой для дальнейшей интеграции двух стран.

Сегодня правовую базу российско-белорусских отношений составляют свыше 220 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

Согласно статье 65 Договора о создании Союзного государства любое государство, являющееся субъектом международного права, разделяющее цели и принципы Союзного государства и принимающее на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора, может к нему присоединиться.

«Государства-участники рассматривают обращения третьих государств и приглашают их стать участниками настоящего Договора после выполнения необходимых условий для вступления, которые устанавливаются Высшим Государственным Советом, и осуществления процедур, связанных с расширением числа государств-участников», — говорится в документе.

Отдельно стоит упомянуть о процессе гармонизации права союзными государствами в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Согласно Уставу ОДКБ, подписанного 7 октября 2002 г., «государства-члены принимают меры по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности».

«Данные меры могут касаться и уголовного законодательства, которое ориентировано на защиту национальных интересов, в том числе на укрепление обороны и безопасности государств — членов Организации. В этом направлении делаются определенные практические шаги», — отмечает профессор кафедры уголовного права и криминологии Сибирского юридического института МВД России, доктор юридических наук, доцент Павел Тепляшин.

Так, согласно программе деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства на 2021-2025 годы Ассамблея выступает ответственным субъектом за разработку рекомендаций по гармонизации уголовного законодательства членов ОДКБ.

Примером можно считать постановление Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ — членов ОДКБ и Комитета секретарей Советов безопасности государств — членов ОДКБ от 16 апреля 2004 г. N 2 «О проекте Рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Кроме БРИКС, ШОС и Союзного государства, Россия является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Центрально-Азиатского сотрудничества, Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других объединений.

В 2022 РФ вышла из договоров с Советом Европы, группы государств против коррупции (ГРЕКО), а также Госдума приостановила участие в договоре СНВ-III («о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений»).

Рекомендуем

Статья

МУС: что такое Международный уголовный суд и на какие страны распространяется его юрисдикция

Международный уголовный суд (МУС) был основан в июле 1998 года. Юридической основой стал Римский статут (документ, регулирующий работу суда), который подписали примерно 120 государств-членов ООН. В компетенцию МУС входит преследование физлиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Сейчас МУС в Гааге признают только 123 государства-участника. "Сфера" узнала, как устроена структура органа и почему некоторые страны не придерживаются его решений.

Статья

Быть или не быть: кризис международного права

Необходимо ли международное право сейчас, в период глобальных геополитических изменений? Последние несколько лет в публичном дискурсе все чаще обращаются к его правовому инструментарию – прописанным принципам и Уставу ООН. Именно они становились основой при рассмотрении значимых вопросов глобальной или региональной повестки. И необходимость развития международного права стала предметом открытой дискуссии с участием первых лиц государства, политики и юристы на форуме в Санкт-Петербурге.

Статья

Параллельный импорт: проблемы правообладателей в России

История легализации параллельного импорта, то есть ввоза продукции на территорию страны сбыта без разрешения правообладателя, длится в России уже более 10 лет. Руководитель юридической службы ООО «Кока-Кола Софт Дринк Консалтинг» Сергей Левин и патентный поверенный, управляющий партнер PATENTUS Дмитрий Марканов на площадке Legal Academy рассказали о специфике законодательства в России по этому вопросу и международном опыте параллельного импорта.

Нужно хоть что-то написать