3 важнейших правила выездных проверок, о которых нужно помнить юристам и бизнесу

Налоговым кодексом РФ предусмотрен значительный объем прав налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки. Их осуществление может сократить налоговые начисления и провести проверку в наиболее комфортном для налогоплательщика режиме. Однако мало кто из проверяемых пользуется своими правами в силу их полного незнания или кажущейся сложности.
Время прочтения: 9 минут

Право на возражение

При проведении выездной налоговой проверки перед налогоплательщиком, как правило, стоят две задачи. Первая – минимизировать негативные экономические последствия такой проверки, то есть уменьшить суммы начисленных налогов, пени и штрафов. Вторая задача – продолжать свою обычную хозяйственную деятельность в условиях своеобразного налогового штурма.

Важнейшие права налогоплательщика при проведении налоговой проверки – это подача возражений на акт проверки и/или на дополнение к акту проверки. По моему мнению, они должны быть максимально подробными, чтобы налоговый орган учел их при вынесении решения, а в случае, если все-таки не усмотрит оснований для их удовлетворения, для дальнейшего эффективного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и суд.

Как показывает практика последних лет, именно на стадии досудебного обжалования путем подачи мотивированных возражений налогоплательщика можно добиться существенного снижения начисленных налогов и санкций. Например, в 2020 году именно на стадии подачи возражений на акт проверки удалось убедить районную налоговую инспекцию одного из крупнейших районов Ленинградской области уменьшить начисления налогов примерно в семь раз, с 70 до 10 миллионов рублей. 

Срок предоставления возражений на акт проверки составляет один месяц (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Однако если по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, которые включают в себя и возражения налогоплательщика, инспекцией было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового органа, срок для предоставления возражений на дополнительный акт проверки сокращается до 15 дней (пункт 6.2 статьи 101 НК РФ).

Следует также обратиться к статье 6.1 НК РФ, которая регулирует порядок исчисления сроков в целях применения налогового законодательства. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Эти нюансы очень важны, так как зачастую налоговый орган пользуется указанными нормами не в интересах налогоплательщика. Например, в 2019 году строительной компании из Санкт-Петербурга акт проверки был вручен 30 декабря 2019 года. В такой ситуации последним днем срока для предоставления возражений на акт проверки являлось 31 января 2020. Поэтому важно заранее готовить материалы, которые будут использованы в возражениях.

Предоставление возражений на акт проверки и на дополнительный акт (если были проведены дополнительные материалы налогового контроля) увеличивает срок вынесения самого решения по результатам налоговой проверки, которое после его обжалования в порядке статьи 138 НК РФ вступает в законную силу и обязует налогоплательщика заплатить начисленные налоги, пени и штрафы.

Таким образом, даже если налоговый орган не учтет возражения налогоплательщика при вынесении решения по результатам налоговой проверки, сама реализация права на предоставление возражений позволяет получить проверяемому лицу фору во времени до момента наступления обязанности по уплате налога, то есть налогоплательщик может запланировать свои платежи.  

Право на ознакомление

С правом на подачу возражений на акт проверки неразрывно связано право налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки. Часть 2 статьи 101 НК РФ предусматривает право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений (пункты 6 и 6.2 статьи 100 НК РФ). Налоговый орган обязан не позднее двух дней со дня подачи заявления на ознакомление обеспечить возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего НК РФ.

Настоятельно рекомендую детально готовить заявление на ознакомление с материалами проверок. В актах налоговых проверок, как правило, упоминается отчетность контрагентов, информация по движению денежных средств, протоколы допросов свидетелей и иные документы. Необходимо сверять приложения к акту проверки, которые предоставляет налоговый орган, с его содержанием и запрашивать по перечню конкретные недостающие документы.  

Важно также запрашивать процессуальные документы, такие как требования о предоставлении документов и информации, повестки о вызове на допросы, решения о проведении экспертиз. То есть все те документы, нарушение регламента составления/вручения которых в совокупности с другими доказательствами может повлечь за собой либо отмену (полностью или в части) решения налогового органа или признание его судом недействительным. Нарушение сроков на ознакомление с материалами проверок, как и неполное ознакомление по заявлению налогоплательщика, может сыграть негативную роль для налогового органа при его оспаривании на любых стадиях этого процесса.

Право на продление сроков

Налогоплательщикам при проведении налоговой проверки следует пользоваться и своим правом на продление сроков ответа на требования налогового органа о предоставлении документов и информации. Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить требуемые документы в течение срока, предусмотренного частью 3 статьи 93 НК РФ (в стандартной ситуации это десять рабочих дней), то налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет об этом проверяющих должностных лиц налогового органа и информирует о сроках, в течение которых документы смогут быть предоставлены.

Поскольку налоговые органы обычно запрашивают огромный объем документов (а период налоговой проверки – три года, предшествующих году проведения проверки), то для подготовки ответа требуются не только сотрудники, имеющие свободное время от основной работы, но также и специальная (копировальная, множительная) техника. Безусловно, необходимо также непосредственное нахождение сотрудников в месте хранения документации. В условиях пандемии, когда значительная часть работников если не находится в условиях самоизоляции, то осуществляет свои трудовые функции дистанционно, исполнить требования налогового органа фактически невозможно. Об этом обязательно надо известить налоговый орган в срок и по форме, предусмотренной НК РФ. Такое уведомление исключает, по моему мнению, возможность привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ, поскольку отсутствует такой обязательный элемент налогового правонарушения, как вина налогоплательщика в его совершении.

Напомню, что пунктом 9 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки (общий срок приостановления составляет шесть месяцев) приостанавливаются также действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. То есть, если требование о предоставлении документов было получено налогоплательщиком в период приостановления налоговой проверки, то в его исполнении налоговому органу следует отказать. Именно это было сделано в ноябре 2020 года одним из проверяемых налогоплательщиков районной инспекцией ФНС, находящейся на территории Санкт-Петербурга.

Таким образом, налоговая проверка – это не односторонний процесс, при котором налогоплательщик должен только исполнять обязанности. Это также взаимодействие с налоговым органом, направленное на пресечение требований налогового органа, не соответствующих закону; исполнение требований налогового органа в максимально комфортном для налогоплательщика режиме, путем реализации его прав; получение максимального объема информации по ходу проведения налоговой проверки в целях предоставления полных и мотивированных возражений по выводам проверяющих, которые должны и могут быть учтены при вынесении решения по результатам налоговой проверки.

Источник изображения: katemangostar - www.freepik.com

Рекомендуем

Статья

Разработаны предложения по налоговой амнистии по дроблению бизнеса

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года затронул тему предпринимательства: налоговая амнистия для россиян, которые «дробят» свой бизнес, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Статья

Пролетая мимо кассы: что грозит участникам теневой ресторанной схемы на 100 млрд

Осенью прошлого года Росфинмониторинг, Центробанк и ФНС выявили схему «теневого эквайринга» с оборотом в 100 миллиардов рублей в год. Помогая рестораторам уходить от налогов, мошенники создали самодостаточную финансовую систему со своей инфраструктурой, которая успешно проводила деньги мимо «государственной кассы» на протяжении пяти лет. Сейчас все участники схемы установлены, но о каких-то процессуальных решениях в отношении мошенников информации не появлялось. «Сфера» рассказывает, как работала схема и какое наказание может грозить ее участникам.

Статья

Аттестация экскурсоводов и эксперименты с налогами: какие законы вступают в силу с июля

Гиды больше не смогут оказывать свои услуги без «аккредитации», в ряде регионов России вводится экспериментальный режим, а системой ОМС станет пользоваться еще проще. Какие законы вступают в силу в июле — в обзоре «Сферы».

Нужно хоть что-то написать