6 главных принципов Закона об обязательных требованиях, вступающего в силу 1 ноября

Гигантское количество обязательных требований – проблема, о которой известно как студентам, так и практикующим юристам. Управа на нее одна – ответные требования и регулирование. О самых важных положениях Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» рассказывает заместитель директора Департамента регуляторной политики и развития законодательства Министерства юстиции РФ Дмитрий Смольников.
Время прочтения: 6 минут

1. Правое регулирование установления обязательных требований. Статья 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» закладывает принципы установления и оценки применения обязательных требований. С точки зрения заместителя директора Департамента регуляторной политики и развития законодательства Министерства юстиции РФ Дмитрия Смольникова, это самая ценная глава в законе. Впервые законодатель на столь высоком уровне пытается ввести ограничения для обязательных требований.

Регулирование обязательных требований до недавнего времени происходило за счет практики Конституционного Суда и части 3 статьи 55 Конституции РФ. В целом для надзора этого было достаточно, отмечает Дмитрий Смольников. «Многие, в частности Министерство юстиции РФ, при проведении правовых антикоррупционных экспертиз всегда использовали данные критерии при оценке тех или иных обязательных требований. Тем не менее, порой [эти критерии] слишком высоко абстрагированы. Некоторые принципы нуждаются в более детальном донесении», – считает юрист.

Именно Федеральный закон № 247-ФЗ расширяет, растолковывает и закрепляет в более понятной форме часть 3 статьи 55 Конституции.

2. Законность. Статья 5 Федерального закона № 247-ФЗ закрепляет принцип законности. Так, любые обязательные требования устанавливаются в порядке, который определяет этот закон, и должны быть направлены на защиту охраняемых законом ценностей. По мнению Дмитрия Смольникова, особенно важно, что принцип законности здесь понимается через соблюдение процедуры принятия нормативно правовых актов и тех требований, которые закладывает Закон об обязательных требованиях.

«Еще одно ценное уточнение, которое дается в части 2 статьи 5, – применение обязательных требований по аналогии не допускается. То есть любые ограничения прав и свобод, а также обязанные субъекты должны быть ясно и недвусмысленно установлены и определены законодателем. Аналогия права – известный всем способ преодоления пробелов. Здесь закон говорит, что обязательные требования – это та сфера, где аналогия права не работает», – поясняет заместитель директора Департамента регуляторной политики и развития законодательства.

3. Обоснованность. Статья 6 Федерального закона № 247-ФЗ (Обоснованность обязательных требований), говорит о том, что необходимым условием введения требований является минимизация риска причинения вреда и ущерба охраняемым законами ценностям. Таким образом, между устраняемым риском и вводимым требованием должна быть прямая корреляция.

Меры должны быть не просто минимальными, но и эффективными, отмечает Дмитрий Смольников. Подобное требование есть также в Законе о техническом регулировании и Законе о лицензировании, идеи которых содержатся в статье 6.

«Обоснованность объясняется через актуальность обязательных требований – соответствие современному уровню развития науки и техники. Не должно быть требований, соблюдение которых обеспечивается через использование затратных неэффективных устаревших технологий. Также оценка требований должна быть основана на объективно собираемой информации. Это тоже должно помочь повысить их эффективность», – говорит юрист.

4. Правовая определенность и системность. Системность, заложенная статьей 7 Федерального закона № 247-ФЗ, является несколько новым критерием. Он встречается в практике Конституционного суда, который говорит о том, что те или иные требования должны находиться в системном единстве как с отраслью права, так и со всей системой права в целом. Однако здесь под системностью также понимается единство и согласованность всех принципов установления регулирования и отсутствия противоречия между вводимыми требованиями. Это довольно очевидно, но, как отмечает Дмитрий Смольников, часто к одному и тому же объекту устанавливаются требования, совершенно разные с точки зрения различных отраслей.

5. Открытость и предсказуемость. «Предсказуемость – это продолжение принципа правовой определенности, в статье 8 она реализуется через необходимость установления периода, достаточного для адаптации к новому регулированию», – объясняет заместитель директора Департамента регуляторной политики и развития законодательства.

Открытость же соблюдается через процедуру общественного обсуждения и публикацию нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования. По мнению юриста, положение в статье 8 Федерального закона № 247-ФЗ, которое закрепляет перечень нормативно-правовых актов, требуемых к публикации и являющихся предметом надзора, особенно важно.

6. Исполнимость обязательных требований. Еще одно значимое положение говорит о том, что обязательные требования должны быть исполнимыми. При этом обязанные лица должны иметь возможность исполнять требования без несения несоразмерных затрат. «Здесь дополнительно подчеркивается, что не просто само по себе обязательное требование, но его исполнимость и затраты на исполнение должны быть соразмерны тому благу, которое мы получим в результате исполнения этих обязательных требований», – резюмирует эксперт.

Подробнее о критериях для установления обязательных требований, а также об альтернативах государственному регулированию экономики, – в лекции Дмитрия Смольникова.

Рекомендуем

Статья

Удаленка, налоги, цифровые права: законы, которые вступают в силу в январе

Налоговый маневр, новые правила для гостиниц, курильщиков и работодателей, установление цифровых прав в России – «Сфера» собрала самые важные законодательные нововведения, которые вступят в силу в январе 2021 года.

Статья

Каких нововведений ждут юристы в новом году?

Загадывать наперед – плохая примета, но в уходящем 2020 году это вряд ли кого-то испугает. Потерянные акционеры, налоговое резидентство, реформация лесоустройства и другие правовые новеллы, ожидаемые в наступающем году.

Статья

Куранты пробили комендантский час: как законодатели спасают Новый год от коронавируса

После целого года локдаунов, кризисов и смертей даже взрослые стали надеяться на старое доброе новогоднее чудо. Законодатели по мере возможности тоже пытаются порадовать сограждан смягчениями. Кому это удается и как в разных странах спасают праздник – в обзоре «Сферы».

Комментарии 0

Нужно хоть что-то написать