Пандемия и ЧС: административная ответственность при локдауне

В одном из регионов России – Бурятии – уже ввели повторный локдаун, на пороге ограничений стоят и другие субъекты РФ. Чем грозит нарушение правил поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций после законодательных новшеств 2020 года, рассказывает доцент кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Дмитрикова.
Время прочтения: 7 минут

Общая vs специальная норма

В апреле 2020 года в Кодексе об административных правонарушениях появилась новая статья – 20.6.1. Она установила ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности в зоне чрезвычайной ситуации или на территории, где существует опасность ее возникновения. Дополнения к старой статье 6.3 ввели ответственность за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Первый вопрос, на который обращает внимание Екатерина Дмитрикова в связи с этими изменениями – вопрос квалификации, или разграничения общей и специальной нормы.  

«Такой специальной нормой является статья 6.3 по отношению к норме статьи 20.6.1 – невыполнение правил поведения, которые устанавливают ответственность при режиме повышенной готовности. В самой диспозиции нормы указано, что ответственность наступает за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 6.3», – отмечает эксперт.

Так, в части 2 статьи 6.3 ответственность наступает за невыполнение санитарных правил, гигиенических нормативов, противоэпидемиологических мероприятий в определенный период – чрезвычайного положения или угрозы распространения заболевания. При этом, в соответствии с ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», такие постановления должны быть сделаны должностными лицами или государственными органами, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический контроль в стране, то есть Роспотребнадзором или главным санитарным врачом РФ. Примером такого акта можно считать Постановление № 7 от 18 марта 2020 года, которое определило двухнедельную изоляцию для прибывших из-за границы или контактировавших с заболевшими. Если требования были выдвинуты кем-то другим, например, властями субъекта РФ, к специальной норме они относиться не будут – это будет юрисдикция статьи 20.6.1.

«Верховный Суд указывал на то, что не все лица являются субъектами специальной нормы, а только те, кто не выполняет требования, предписанные должностными лицами, органами, уполномоченными на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. То есть для разграничения составов важно, каким субъектом соответствующие меры были установлены», – считает Екатерина Дмитрикова.

Федеральное vs региональное законодательство

«Аргументация лиц, которые не выполняли требования со ссылкой на то, что режим ЧС не действует, поэтому нет оснований для привлечения к ответственности, сейчас под вопросом, учитывая то, что диспозиция статьи 20.6.1 нас ориентирует и на введение режима повышенной готовности. В субъектах действовал режим повышенной готовности, и соответствующие правила были установлены на уровне субъектов РФ», – отмечает Екатерина Дмитрикова.

Первым таким субъектом стала Москва, установив положение об административных правонарушениях. В законодательстве Санкт-Петербурга также появилась норма, которая установила ответственность за невыполнение нормативных требований правительства города, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности. Согласно статье 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях, субъекты могут устанавливать собственные нормы об административной ответственности, только если она не предусмотрена общим Кодексом.

«Субъекты могут устанавливать ответственность, но в рамках собственных правовых актов. Поэтому, на мой взгляд, важно определить: это собственное правило, которое устанавливает субъект РФ, или те обязательные для исполнения правила, которые установлены федеральными положениями. Во втором случае ответственность должна наступать по статье 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях», – считает юрист.

Оборотная сторона: чем чревато введение режимов ЧС и ЧП

Екатерина Дмитрикова отмечает: необходимо разграничение не только специальной и общей нормы, но и федеральной и региональной в случае, если правила установлены в субъекте РФ и направлены на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории этого субъекта. Так, подчеркивает эксперт, сейчас четкого разграничения нет – за нарушение правила нахождения в парках и скверах во время режима самоизоляции лица могли привлекаться к ответственности иногда по статье 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях, а иногда – по региональным актам.

Наказания vs наказания

Распространенный вид административного наказания, который предусмотрен санкцией статьи 20.6.1 – административный штраф. Так, граждане рискуют отдать от 1000 до 30 000 рублей, а юридические лица – от 100 до 300 тысяч рублей. Однако наказание для любых субъектов может быть назначено и в виде предупреждения.

«Сейчас практика применения статьи 20.6.1 показывает, что суды достаточно активно используют предупреждение в качестве административного наказания. Единственное, что нужно помнить в этой ситуации: назначение предупреждения должно отвечать положениям статьи 3.4 Кодекса об административных правонарушениях, то есть правонарушение должно совершаться впервые и не создавать опасных последствий, угрозы жизни и здоровью», – рассказывает Екатерина Дмитрикова.

В рамках статьи 6.3КоАП возможности получить предупреждение вместо наказания нет. Однако эксперт отмечает, что здесь можно воспользоваться общим правилом статьи 4.1.1, которая такое право предполагает. Если нарушение выявлено в ходе государственного контрольного надзора и совершено впервые, то юридические лица и индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на замену административного штрафа предупреждением. Административный штраф предусмотрен довольно строгий: для граждан он начинается от 15 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 рублей. При этом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в качестве наказания могут запретить вести деятельность на срок до 90 суток.

«В тех случаях, которые я видела в судебной практике за последнее время, когда назначается административное наказание в виде приостановления деятельности по части второй статьи 6.3, это не длительные сроки. Это не значит, что как максимально возможное наказание будет назначено 90 суток – есть практика назначения наказания 10-15 суток», – комментирует Екатерина Дмитрикова.

Больше об административной ответственности в условиях локдауна – в лекции Екатерины Дмитриковой.

Источник изображения: freepik - www.freepik.com

Рекомендуем

Авторский взгляд

Путешествия в эпоху ограничений: как максимально уберечь себя от рисков

Летний сезон закончился, однако у россиян отпуск в самом разгаре — многие предпочитают бывать на побережье в «бархатный сезон», или просто сбегают от дождливой серости в сентябре-октябре. Куда сейчас можно улететь? Какие требования у стран к путешественникам, которые привиты, и тем, кто еще не вакцинировался? Как соблюсти все правила и застраховаться от потенциальных рисков? «Сфера» подготовила памятку для путешественников совместно с генеральным директором юридического агентства «Фелиция» Оксаной Карцевой.

Авторский взгляд

«Добровольно-принудительно»: законна ли обязательная вакцинация от COVID-19 в России?

Самой обсуждаемой темой последних недель в России стала так называемая «принудительная вакцинация». Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени Кутафина Никита Лютов рассказал «Сфере», какие нормы законодательства позволяют «подталкивать» граждан к вакцинации, нарушает ли это их права и насколько перспективна судебная практика в таких делах.

Статья

«Программа тысячелетия»: достижения и новые цели России в сфере защиты прав детей

Пандемия COVID-19 обострила проблемы не только устойчивого развития, экологии и экономического роста, но и социальной ответственности, увеличив нагрузку на молодое поколение и детей. О том, какой путь прошла Россия в области защиты прав детей, и какие цели ей еще предстоит выполнить, рассказали эксперты на площадке Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать