Влияние пандемии на работу налоговых органов России и Китая

Налоговый юрист Галина Акчурина сравнивает китайский и российский опыт налогового регулирования.
Время прочтения: 8 минут

Перечень мер государственной поддержки, принятых в Китае в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, действительно впечатляет. Речь идет не только о суммах такой поддержки, но и о системности подходов при выборе инструментов, а также об объемах сниженных и списанных налогов (включая НДС) для предприятий, находившихся в эпицентрах пандемии.

Как Китай помогает предприятиям справиться с последствиями пандемии инструментами налогового администрирования – в колонке Государственного налогового управления КНР специально для «Сферы».

Если сравнивать работу российских и китайских налоговых органов, можно с уверенностью сказать, что в вопросах налогового контроля, объема бесконтактных услуг, внедренных онлайн-сервисов, технологических инноваций, использования больших данных для выявления признаков налоговых правонарушений, ФНС России не уступает своим китайским коллегам. В остальных вопросах осталось много нереализованных возможностей.

Еще задолго до начала пандемии ФНС России и ее территориальные органы в ходе осуществления налогового администрирования начали широко использовать различные онлайн-инструменты и ресурсы, которые давно позволяют:

  1. Бесконтактно производить обмен документами с налогоплательщиками по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), включая прием налоговых деклараций, отправку требований о предоставлении документов и получение ответов на них с документами, а также многие другие операции;
  2. Обеспечивать эффективное и бесконтактное взаимодействие по ТКС между налоговыми органами и банками;
  3. Осуществлять за рядом налогоплательщиков бесконтактный налоговый контроль в форме налогового мониторинга, представляющего собой способ расширенного информационного взаимодействия на основе удаленного доступа к информационным системам налогоплательщика, который, в том числе, предоставляет налоговому органу текущий доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, отчетности налогоплательщика в согласованных форматах;
  4. В целом применять автоматизированную информационную систему (АИС) Налог-3, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС РФ по всем выполняемым функциям, включая постоянное проведение предпроверочного анализа в целях оперативного выявления признаков налоговых правонарушений. Работа системы направлена, в том числе, на скрещивание товарных и денежных потоков, прослеживание родственных, корпоративных и трудовых связей, повторяемости IP-адресов, а также на выявление других признаков связанности участников гражданского оборота.  

В данную систему входит знаменитый АСК НДС-2. Этот сервис сравнивает показатели счетов-фактур у покупателя и продавца и ищет расхождения, когда покупатель заявил вычет, а поставщик не начислил налог – фактически, он автоматически проводит встречные проверки по всем декларациям НДС. Электронные счета-фактуры, представление в налоговые органы электронных книг покупок и книг продаж – обычная практика российских налогоплательщиков. Онлайн-кассы, личные кабинеты налогоплательщиков (физических и юридических лиц), формирование налоговыми органами единого реестра записей актов гражданского состояния (ЗАГС) и использование его данных для налогового контроля, сближение налоговых и таможенных баз данных, маркировка и отслеживание товаров – все это далеко не полный перечень электронных ресурсов и примеров текущей работы российских налоговых органов с большими данными.

Сегодня ФНС России имеет славу одной из самых мощных IT-компаний. Именно поэтому в период пандемии налоговые органы достаточно легко стали применять бесконтактные методы работы с налогоплательщиками, используя их личные кабинеты, систему ТКС, а также другие ранее внедренные ресурсы. И в этом вопросе ФНС РФ во многом опередила своих иностранных коллег. Выездные налоговые проверки и связанные с ними процедуры были приостановлены до 1 июня, что содействовало соблюдению карантинных мер. Также, благодаря умению налоговых органов работать с большими данными, их сведения о состоянии российской экономики в текущей ситуации оказались более точными, чем у многих министерств. 

В период борьбы с пандемией ФНС России также достаточно быстро запустила новые онлайн-сервисы, позволяющие

  • узнать информацию о том, какую помощь может получить бизнес (требуется только ввести ИНН налогоплательщика): https://service.nalog.ru/covid19/;
  • иметь возможность проверить наличие оснований для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов: https://service.nalog.ru/covid2/;
  • проверить наличие права на получение субсидии в связи с COVID-19: https://service.nalog.ru/subsidy/;
  • проверить налогоплательщика на предмет распространения на него действия моратория на банкротство: https://service.nalog.ru/covid/;
  • ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы об отсрочках/рассрочках уплаты налогов в связи с COVID-19 https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/9725168/.

По данным налоговых органов, они сами в период пандемии рассылали информационные материалы тем компаниям, которые могли претендовать на субсидии, сделали возможным заполнение в личном кабинете заявлений на субсидии, а также обеспечили взаимодействие по этим вопросам с налогоплательщиками через личные кабинеты и по ТКС. 

Однако в вопросах онлайн-консультирования, к сожалению, российские органы преуспели не так сильно, как в вопросах контроля. Но это не столько связано с качеством онлайн-сервисов, сколько обусловлено низким качеством нормативно-правовых актов и управленческих решений, принятых в период пандемии, а также несвоевременностью мер господдержки.

Введение неизвестного российскому правопорядку режима «нерабочих дней с сохранением заработной платы за счет работодателя» серьезно нарушило баланс в российской экономике, а низкий уровень нормативных актов, установивших такой режим, вызвал множество споров, в том числе, по вопросам исчисления сроков для процедур налогового администрирования налогоплательщиков, на которых Указ Президента «О нерабочих днях» не распространялся.

Кроме того, использование такого неудачного статистического инструмента как коды ОКВЭД для определения организаций, имеющих право на государственную поддержку, не позволил многим действительно пострадавшим ей воспользоваться. Несистемная работа с перечнем системообразующих организаций, введение механизмов индивидуальных решений по выбору организаций, имеющих право на включение в перечни, породили непредсказуемость и непрозрачность расходования средств государственной поддержки. В такой ситуации наладить эффективное онлайн-консультирование по вопросам применения мер господдержки оказалось практически невозможно.

Но были и успешные решения, такие как:

  • снижение страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с 1 апреля 2020 года;
  • возможность получения налогоплательщиками из пострадавших отраслей отсрочек и рассрочек по уплате налогов;
  • возможность получения авансов по государственным контрактам до 50% от суммы контракта, а для строительных контрактов на сумму более 600 миллионов рублей – до 70%;
  • некоторая возможность для пострадавших отраслей получить льготные кредиты на выплату зарплаты и другие.

Но большинство мер поддержки, в том числе, для самозанятых и по применению специальной кредитной программы поддержки занятости в пострадавших отраслях (при условии сохранения высокого уровня занятости к началу программы), еще только принимаются, что, конечно, критически поздно. Поэтому у российских властей есть большие возможности усилить фокус на восстановление бизнеса и производств, пострадавших в период пандемии, в том числе, изучив опыт китайских коллег. 

Рекомендуем

Авторский взгляд

Путешествия в эпоху ограничений: как максимально уберечь себя от рисков

Летний сезон закончился, однако у россиян отпуск в самом разгаре — многие предпочитают бывать на побережье в «бархатный сезон», или просто сбегают от дождливой серости в сентябре-октябре. Куда сейчас можно улететь? Какие требования у стран к путешественникам, которые привиты, и тем, кто еще не вакцинировался? Как соблюсти все правила и застраховаться от потенциальных рисков? «Сфера» подготовила памятку для путешественников совместно с генеральным директором юридического агентства «Фелиция» Оксаной Карцевой.

Авторский взгляд

«Добровольно-принудительно»: законна ли обязательная вакцинация от COVID-19 в России?

Самой обсуждаемой темой последних недель в России стала так называемая «принудительная вакцинация». Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени Кутафина Никита Лютов рассказал «Сфере», какие нормы законодательства позволяют «подталкивать» граждан к вакцинации, нарушает ли это их права и насколько перспективна судебная практика в таких делах.

Статья

«Программа тысячелетия»: достижения и новые цели России в сфере защиты прав детей

Пандемия COVID-19 обострила проблемы не только устойчивого развития, экологии и экономического роста, но и социальной ответственности, увеличив нагрузку на молодое поколение и детей. О том, какой путь прошла Россия в области защиты прав детей, и какие цели ей еще предстоит выполнить, рассказали эксперты на площадке Legal Academy.

Нужно хоть что-то написать