Лекция

Правовые основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

1 час 23 минуты

Государственная судебно-экспертная деятельность в Российской Федерации регулируется значительным количеством нормативных и правовых документов: начиная с Конституции России и заканчивая ведомственными актами. Из данного цикла лекций вы узнаете, каким образом взаимодействуют друг с другом различные документы, описывая процесс назначения экспертизы и права и обязанности участников судопроизводства.

 

Микляева
Ольга
Васильевна

К.ю.н., доцент, ученый секретарь Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Формат
Лекция
Итоги

Курс состоит из пяти лекций и посвящен таким аспектам, как:
• структура нормативных актов, регламентирующих назначение и производство судебной экспертизы в Российской Федерации;
• процессуальные особенности назначения судебной экспертизы в уголовном, гражданском, административном процессе и по делам об административных правонарушениях; 
• процессуальная классификация судебных экспертиз;
• структура Федерального закона № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";
• права и обязанности эксперта и руководителя государственного судебно-экспертного учреждения в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ;
• проект федерального закона №306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и новеллы в нем;
• ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность СЭУ Минюста России.

 

Дата записи: 01.11.2015
Содержание

Назначение судебной экспертизы в соответствии с УПК РФ

Иерархическая структура нормативных актов, регулирующих и описывающих судебно-экспертную деятельность. Назначение и проведение судебной экспертизы в уголовном процессе в порядке, предусмотренном соответствующими статьями УПК РФ.

Назначение судебной экспертизы в соответствии с ГПК, АПК и КоАП РФ

Назначение и проведение судебной экспертизы в гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном соответствующими процессуальными кодексами.

Процессуальная классификация судебных экспертиз и структура Федерального Закона № 73-ФЗ

В лекции приводится процессуальная классификация судебных экспертиз: описываются особенности назначения и проведения дополнительных (назначаются в том случае, если первичная экспертиза недостаточно ясна, при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела), повторных (назначаются в связи с сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов), комиссионных (проводятся несколькими экспертами одной специальности) и комплексных (выполняются экспертами разных специальностей) судебных экспертиз. Далее лектор рассказывает о третьем уровне иерархии в регулировании судебно-экспертной деятельности – Федеральном Законе № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Рассказывает о цели принятия данного закона и о его структуре, перечисляет основные главы данного закона и их содержание.

Права и обязанности эксперта и руководителя государственного СЭУ

Ольга Васильевна Микляева, ученый секретарь РФЦСЭ при Министерстве Юстиции Российской Федерации, описывает и комментирует права и обязанности экспертов и руководителей государственных СЭУ.
В частности, эксперт обязан принять к производству порученную ему руководителем судебную экспертизу, провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы и т. д. Среди прав эксперта выделяется возможность ходатайствовать перед руководителем о привлечении к производству экспертизы других экспертов и делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний. К обязанностям руководителя государственного СЭУ относятся разъяснение эксперту его прав и обязанностей, предупреждение его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и др.; к правам – возможность в определенных случаях возвратить без исполнения документ о назначении судебной экспертизы, передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителям структурных подразделений и др.

Ведомственные нормативные акты Минюста России

Лектор характеризует текущую ситуацию с отсутствием законодательного регламентирования негосударственной судебно-экспертной деятельности, как негативную, настаивает на необходимости принятия проекта федерального закона №306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и рассказывает о его принципах и новеллах по сравнению с действующим Федеральным законом № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». На примере Минюста России лектор рассказывает о нижнем уровене иерархии в регулировании судебно-экспертной деятельности – ведомственных нормативных актах: нормативно-правовой базе, утверждаемой Минюстом (уставы СЭУ, перечень оказываемых услуг, перечень видов выполняемых судебных экспертиз и т. д.), и о локальных правовых актах, регламентирующих организационно-методические мероприятия. Кроме того, рассказывает о законах, не регулирующих напрямую, но оказывающих влияние на государственную судебно-экспертную деятельность.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация
Комментарии