Лекция

Экспертные технологии

1 час 23 минуты

В чем заключаются методы судебной экспертизы, и чем они отличаются от других методов научного познания? Какие методы используются в настоящее время в судебной экспертизе? Как создаются и из чего состоят экспертные методики? Что такое экспертная технология? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся методов судебной экспертизы, найдутся в настоящем курсе лекций.

 

Микляева
Ольга
Васильевна

К.ю.н., доцент, ученый секретарь Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Формат
Лекция
Итоги

Курс состоит из пяти лекций и посвящен таким аспектам как:
• понятие метода судебной экспертизы;
• отличия экспертного изучения вещественных доказательств от других видов;
• правомерность применения в уголовном процессе научно-технических средств и методов, а также принципы допустимости методов судебной экспертизы;
• источники методов судебной экспертизы;
• структура методов судебной экспертизы;
• классификация методов судебной экспертизы: всеобщий диалектический метод, общенаучные методы и специальные методы частных наук;
• типовые методики экспертного исследования и их структура;
• стадии экспертной технологии;
• возможные выводы по результатам экспертного исследования.

 

Дата публикации: 13.05.2016
Содержание

Понятие метода судебной экспертизы и принципы допустимости методов

Определение метода судебной экспертизы. Существующие точки зрения на правомерность применения в уголовном судопроизводстве научно-технических средств и методов. Принципы допустимости методов судебной экспертизы.

Источники и структура методов судебной экспертизы. Всеобщий диалектический метод

Источники методов судебной экспертизы. Внутренняя структура методов. Классификация методов судебной экспертизы с точки зрения их общности и субординации. Всеобщий диалектический метод.

Общенаучные методы экспертного исследования

Лектором приводится подробное описание общенаучных методов судебной экспертизы, т.е. тех методов, которые используются в подавляющем большинстве наук и сферах практической деятельности.
Лектор выделяет математические (измерение, вычисление и т.д.) и чувственно-рациональные (сочетают в себе и чувственное, и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных, изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом) методы, уделяя особое внимание последним, включающим в себя:
1) наблюдение (восприятие какого-либо объекта, явления или процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения);
2) описание (указание признаков представленного на экспертизу объекта);
3) сравнение (сопоставление свойств или признаков двух или более объектов, применяемое при решении идентификационных задач);
4) эксперимент (изучение объекта, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных условий или использование естественных условий для выявления соответствующих свойств, характеристик и других особенностей объекта);
5) моделирование (замена объекта-оригинала моделью – специально созданным аналогом, воспроизводящим существенные признаки оригинала).

Специальные методы частных наук и методики исследования

Лектором перечисляются специальные экспертные методы частных наук, в том числе методы анализа изображения, морфологического анализа (оптическая и электронная микроскопия, рентгеновские и визуальные методы), а также методы анализа состава (элементарного, молекулярного состава и фазового анализа).
Лектор также дает определение методики экспертного исследования (системы категорических или альтернативных научно-обоснованных предписаний по выбору и применению в определенной последовательности и в определенных существующих и создаваемых условиях методов, приемов и средств для решения экспертной задачи), раскрывает ее цели, задачи и граничные условия ее применения.
Лектором вводится понятие типовой методики экспертного исследования, ее отличия от конкретной или частной экспертной методики; описывается необходимая структура типовой методики: реквизиты (автор-составитель, библиография и т.п.) и внутренняя структура (экспертная задача; перечень объектов; сущность методики; совокупность характеризующих объект признаков; перечень оборудования, материалов и реактивов последовательность действий эксперта; формулирование выводов эксперта; основная использованная литература).

Стадии экспертных технологий и выводы эксперта

Лектором последовательно перечисляются и раскрываются следующие стадии экспертной технологии:
1) подготовительная (ознакомление эксперта с предоставленными материалами и составление плана дальнейшего исследования; в случае отсутствия соответствующих материалов или непригодности объекта исследование может закончиться уже на этой стадии);
2) аналитическая (раздельный анализ свойств и признаков объектов экспертизы);
3) экспертного эксперимента (присутствует в том случае, если эксперт должен сам получить образцы);
4) сравнительная (обнаружение совпадений и различий признаков в исследуемых объектах);
5) синтезирующая (оценка результатов исследования и формулирование вывода).
Кроме того, приводится классификация выводов экспертного исследования:
1) по степени категоричности (категорические и вероятные);
2) по поставленной задаче (идентификационные, диагностические, ситуационные и классификационные)
3) по их характеру (положительные и отрицательные).
Приводятся рекомендации к форме представления выводов.

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация
Комментарии