Legal Talks
Логотип Legal Academy
Логотип Сфера
Открытый диалог

Проблемы регулирования контрольно-надзорной деятельности Российской Федерации

46 минут

Сергей Дмитриевич Князев, судья Конституционного Суда РФ, в беседе c экспертом по конституционному и административному праву, деканом юридического факультета СПбГУ Сергеем Александровичем Беловым обсуждают проблемы реформирования системы контроля и надзора и комментируют некоторые решения Конституционного Суда РФ, ставшие предметом особого внимания. 

Данное обсуждение состоялось в рамках цикла лекций, посвященных реформе контрольно-надзорной деятельности, и является совместным проектом Legal Academy и Санкт-Петербургского государственного университета. 

 

Формат
Открытый диалог
Итоги

Контрольно-надзорная деятельность государства многообразна. Существует ли разумный баланс между частными и публичными интересами при осуществлении контроля и надзора? На каких конституционных принципах должен строится поиск этого баланса? Каковы конституционные пределы наделения органов государства контрольно-надзорными полномочиями? 

Сергей Дмитриевич Князев и Сергей Александрович Белов обсуждают вопросы реформы контрольно-надзорной деятельности в России – «регуляторной гильотины», объявленной в 2019 году. Собеседники рассматривают позиции Конституционного Суда РФ, которые так или иначе затрагивают вопросы административного надзора и контроля и лежащие в их основе конституционные нормы, идеи и ценности.

 

Дата записи: 28 февр. 2020 г.
Содержание

Проблемы регулирования контрольно-надзорной деятельности Российской Федерации. Введение

Зачем устанавливаются механизмы надзора и контроля? Какие ценности защищают контролирующие органы? Как должна строиться система регулирования?
Эти и другие важные вопросы обсуждают Сергей Дмитриевич Князев и Сергей Александрович Белов говоря о реформе контрольно-надзорной деятельности в России.

Обеспечение баланса между публичными и частными интересами при осуществлении контроля и надзора

Реализация конституционных принципов юридического равенства и справедливости, верховенства права, конституции и законов, разумное и пропорциональное соотношение между частными и публичными интересами имеет важное практическое значение, и ее решение особо значимо не только для юристов, но и для всего общества.

Сергей Александрович Белов просит Сергея Дмитриевича Князева разъяснить, чем руководствуется Конституционный Суд применяя указанные конституционные принципы, давая оценку соотношения частных и публичных интересов при осуществлении организации контроля и надзора. Юристы выделяют положения, на которые ориентируется Конституционный Суд при вынесении решений. 

Судья на частном примере разъясняет соблюдение разумности требований надзорных органов, комментируя ситуацию, в которой Конституционный Суд исследовал вопрос о природе административных мер реагирования Центрального банка. 

 

Конституционная оценка избыточности контроля и надзора

Сергей Александрович Белов приводит пример введения в 2006 году нового вида контрольно-надзорной деятельности и ставит вопрос об обоснованности и результативности его внедрения. Сергей Дмитриевич Князев подчеркивает, что Конституционный Суд взвешивает достоинства и издержки внедрения административно-правового надзора – на примере дела, связанного с защитой избирательных прав граждан.

В ходе беседы раскрывается позиция Конституционного Суда о полномочиях контрольно-надзорных органов. Отмечается свобода усмотрения законодателя, которая не должна создавать препятствий для осуществления экономической деятельности.

Сергей Александрович Белов просит собеседника прокомментировать критерии необоснованности, избыточности и непреодолимости административного надзора, указанные в Определении Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 N 1076-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «АРГУС-СПЕКТР» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Защита публичных интересов vs. издержки предпринимателей

Государственный контроль и надзор осуществляется в сферах, преимущественно связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Сергей Александрович Белов просит Сергея Дмитриевича Князева разъяснить, на каком этапе препятствие, создаваемое административным надзором, может быть оценено Конституционным Судом как экономически непреодолимое в сфере предпринимательства. 

Юристы анализируют, в каком случае препятствие становится неоправданным. Сергей Александрович Белов подчеркивает, что если Конституционный Суд оценивает экономическую оправданность законодательных мер, то тем самым предъявляет требование к законодателю рассматривать экономическую обоснованность любого решения. 

Собеседники рассматривают вопрос оптимальной модели баланса между контролем, который осуществляется свободным рынком экономическими средствами, и административным надзором государством. Участники обсуждения анализируют, стоит ли минимизировать влияние контролирующей деятельности государства за предпринимательской деятельностью.

 

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация