Лекция

Изъятие объектов недвижимости для публичных нужд

55 минут

Рассматриваются основания, порядок и процедура изъятия недвижимости для государственных и муниципальных нужд, а также особенности определения возмещения за изымаемую недвижимость.

Стрембелев
Сергей
Викторович

Специалист в области недвижимости, землепользования и строительства
К.ю.н., старший преподаватель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, адвокат
Формат
Лекция
Итоги

Сергей Викторович Стрембелев анализирует процесс изъятия с момента возникновения условий для принятия решения об изъятии до момента, когда будут произведены все расчеты с владельцем недвижимости. В ходе анализа лектор подробно останавливается на спорных вопросах, возникающих в практике на разных этапах процесса изъятия недвижимости, и предлагает свои ответы на те из них, которые не нашли однозначного решения.

Дата записи: 08.11.2016
Содержание

Изъятие объектов недвижимости для публичных нужд. Введение

Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступивший в силу 01 апреля 2015 установил новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Понятие и цели изъятия объектов недвижимости для публичных нужд

При определении нормативной базы, регулирующей отношения по изъятию объектов недвижимости для публичных нужд, лектор обращает особое внимание слушателей на ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 01.04.2015), который существенно изменил правила изъятия и закрепил дополнительные условия при изъятии для размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
Кроме того, перечисляются федеральные законы, предусматривающие специальные случаи изъятия (например, в рамках присоединения новых территорий к Москве или организации Олимпийских Игр в г.Сочи). Специальность таких законов продиктована упрощением порядка изъятия и сокращением его сроков. Особое внимание уделено разграничению понятий изъятия и резервирования на том основании, что последнее не влечет прекращения частной собственности. Перечисляются основные цели изъятия с указанием на исчерпывающий перечень таких оснований.

Процедура изъятия объектов недвижимости для публичных нужд, в зависимости от вида объектов недвижимости

Сергей Викторович Стрембелев обращает внимание на упрощение процедуры изъятия для государственных органов со вступлением в силу с 01.04.2015 ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон также урегулировал изъятие «недооформленной недвижимости» (когда права зарегистрированы только на здание, но не на земельный участок, и наоборот).
Лектор поэтапно рассматривает процедуру изъятия и отвечает на вопросы, как быть, когда владелец недвижимости неизвестен, и какие правовые последствия возникают для владельца после регистрации изъятия как обременения.
Основываясь на судебной практике, Сергей Викторович Стрембелев высказывает свое мнение о возможности/невозможности отдельных средств защиты владельцев объектов недвижимости.

Особенности определения размера возмещения за изымаемую недвижимость

Сергей Викторович Стрембелев сначала останавливается на том, как определяется размер возмещения при изъятии объектов недвижимости для публичных нужд. Поскольку возмещение включает в себя рыночную стоимость имущества, Сергей Викторович Стрембелев рассуждает о том, на какой момент должна определяться рыночная стоимость.
Отдельное внимание уделяется случаям незаконного фактического занятия недвижимости (например, строительство линейного объекта), когда решение об изъятии не было принято.
Какое средство правовой защиты более эффективно в этом случае: иск о сносе самовольной постройки или о взыскании убытков? Вправе ли владелец претендовать на компенсацию за невозможность использования участка?
Лектор говорит о правилах, которые на практике вносят неопределенность в расчеты размера такой компенсации собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
Или правильнее применять нормы Гражданского кодекса о возврате неосновательного обогащения?

Комментируемые нормы права
Дополнительные материалы
Дополнительная информация
Комментарии