Роман Сергеевич Бевзенко и Екатерина Александровна Папченкова анализируют вопросы расторжения договора и тех последствий, которые подобное расторжение вызывает. Они обращаются как к опыту зарубежных правопорядков, так и к нормам отечественного права. При этом оба лектора принимали участие в разработке Постановления Пленума ВАС РФ № 35 «О последствиях расторжения договора», что позволяет понять в том числе и выводы суда при формировании соответствующей правовой позиции. Собеседники анализируют часто встречающиеся в практике, но тем не менее чрезвычайно сложные вопросы: о характере требования, предъявляемого после расторжения договора, о распределении гибели вещи после расторжения договора, о последствиях обременения имущества, которое было передано по договору, впоследствии расторгнутому, и так далее.
Последствия расторжения договора. Введение
Роман Сергеевич Бевзенко и Екатерина Александровна Папченкова приглашают слушателей LF Академии рассмотреть некоторые последствия расторжения гражданско-правового договора с точки зрения компаративного анализа, позиций отечественного законодательства и судебной практики.
Компаративный анализ моделей расторжения договора, существующих в различных юрисдикциях
Иной вопрос – является требование по расторгнутому договору кондикционным или договорным?
Эволюция позиций российской судебной практики в отношении последствий расторжения договора
Собеседники кратко описывают изменения правовых позиций высших судов в соответствующей сфере, которые произошли с момента принятия части I Гражданского кодекса РФ и отмечают, что ключевым вопросом является правовое основание для предъявления требований к другой стороне расторгнутого договора. Позиции ВАС РФ долгое время менялись в зависимости от понимания подобных требований либо как кондикционного, либо как договорного требования. Знаковым стал выход постановления Пленума ВАС РФ «О последствиях расторжения договора» № 35, в котором высший суд попытался объединить теории неосновательного обогащения и ликвидационной стадии договорных отношений.
Распределение рисков при расторжении договора
Роман Сергеевич Бевзенко и Екатерина Александровна Папченкова обсуждают один из наиболее сложных вопросов – распределение рисков между сторонами расторгнутого договора, опираясь на положения постановления Пленума ВАС РФ «О последствиях расторжения договора» № 35 от 2014 года, при этом Екатерина Александровна была одним из разработчиков соответствующего постановления, поэтому описываются не просто выводы суда, но и мотивы, которыми юристы руководствовались при написании данного постановления. В частности, рассматриваются вопросы извлечения выгоды от использования имущества, которое подлежит возвращению по расторгнутому договору; распределения рисков случайной гибели вещи после расторжения договора; соотношения встречных обязательств сторон договора после его расторжения и многие иные вопросы. Все сложные конструкции поясняются на наглядных примерах.
Последствия распоряжения имуществом, которое было передано по расторгнутому договору
Собеседники отмечают, что в российском правопорядке используется модель проспективного расторжения договора (ex nunc), в связи с чем сторона договора, получая имущество, приобретает право собственности производным образом. Поэтому обременения, установленные таким лицом, являются действительными, если только речь не идет, например, о заведомо недобросовестных действиях как залогодателя, так и залогодержателя. Таким образом, даже и после расторжения договора обременения сохраняются.
Каким образом учитывается стоимость этих обременений? Каков порядок исполнения обеспеченных обязательств?
Роман Сергеевич Бевзенко и Екатерина Александровна Папченкова обсуждают эти и иные актуальные вопросы.
Рекомендуемые лекции по теме
-
- Лекция
Недействительность сделок: комментарий к реформе ГК РФ- Бевзенко Р. С.
312802 часа 28 минут Доступно по подписке -
- Лекция
Артем Георгиевич Карапетов рассматривает опционные сделки как одну из наиболее актуальных на данный момент областей практики. Подробно анализируется правовая природа опциона на заключение договора и опционного договора, их различия и механизмы реализации, а также разбираются трудности применения новых положений ГК РФ об опционных сделках.
Открытый доступ