Эксперт в области воздушного права, Олег Игоревич Аксаментов, рассматривает основные положения воздушного права, подробно раскрывает базовые понятия, акцентирует внимание на основных дискуссионных моментах в толковании и применении некоторых положений Воздушного кодекса РФ.
Лектор освещает такие институты воздушного права, как авиация, эксплуатант, воздушное судно, источники воздушного права.
Исследуется правовая природа каждого из вышеуказанных институтов, выявляются актуальные теоретические и практические проблемы, предлагаются пути их решения.
Информация будет полезна как работникам организаций, осуществляющих деятельность в сфере авиации, так и широкому кругу практикующих юристов, интересующихся воздушным правом и его проблемами.
Вводный курс в воздушное право. Введение
Понятие и виды авиации
В первую очередь Олег Игоревич Аксаментов останавливается на определении базовых вопросов воздушного права, в частности: круга общественных отношений, регулируемых воздушным правом, определения понятия авиации, использования воздушного пространства. Лектор уделяет особое внимание природе отдельных видов авиации с последующим анализом определения единого классификационного критерия их выделения. Также исследуется базис выделения данных видов авиации на основании сравнительно-правового анализа с правопорядками зарубежных стран, в частности, обоснованность выделения экспериментальной авиации как отдельного вида. Кроме того, автор курса рассуждает относительно исключения дефиниции коммерческой авиации из текста Воздушного кодекса РФ и ее правовых последствий.
Понятие эксплуатанта
Особое внимание уделяется раскрытию понятия дефиниции эксплуатанта, как постоянного участника отношений, с последующим анализом признаков, присущих данному лицу. Последовательно раскрываются требования закона, предъявляемые к лицу, претендующему на статус эксплуатанта, в частности: субъектный состав, правомерное владение воздушным судном, требования, предъявляемые к данному судну, законные цели использования воздушного пространства. Проводится анализ различных порядков, предусматривающих квалификационные требования к определенным категориям эксплуатантов. Акцентируется внимание на авиационном предприятии в контексте сравнения с общей категорией эксплуатанта и дальнейшем выделении отличительных признаков первого с целью демонстрации обоснованности дифференциации законодателем данных категорий.
Понятие воздушного судна
Подробным образом раскрывается дефиниция воздушного судна в сравнении с понимаем данной категории в свете международного права. Освещаются различные виды летательных аппаратов и принципы их действия с точки зрения законов механики. Особый интерес представляет рассмотрение процедуры допуска воздушного судна к эксплуатации, а именно проведение лектором дифференциации необходимости государственной регистрации воздушного судна в зависимости от физических характеристик летательного аппарата. В заключение поднимается вопрос соответствия воздушного судна требованиям Воздушного кодекса и природоохранным требованиям в зависимости от способа производства летательного аппарата.
Источники воздушного права
Раскрывается природа Воздушного кодекса РФ, как комплексного нормативного правового акта, в сравнении с ранее действующим Воздушным кодексом СССР. Особое внимание отводится разъяснению подзаконных актов, утверждающих Федеральные правила использования воздушного пространства и Федеральные авиационные правила.
Лектор рассказывает о Международной организации гражданской авиации в контексте ее правотворческой деятельности, рассуждает об издаваемых данной организацией актах, в частности, стандартах и рекомендуемой практике, определяет их роль и значение в рамках источников воздушного права.
Отдельно рассматриваются различные варианты имплементации вышеупомянутых актов в качестве обязательных к применению источников воздушного права.